Экологическая страничка
Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб Земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
На этой страничке мы познакомим Вас с работой нашего детского сада
по экологическому воспитанию детей.
Экологическое воспитание в ДОУ
Педагоги детского сада уделяют большое внимание воспитанию в детях бережного отношения к природе. Ведь начинать эту работу нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.
Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы «ознакомление детей с природой», в рамках которого предусматривалось знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни, отличительными признаками определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом детей.
Экологическое воспитание помимо всего этого включает в себя формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, которые существуют в природе: животных друг с другом, растений с животными, животных и растений с неживой природой, человека и природы. Раскрытие этих связей, способствует формированию у детей представлений о приспособлении животных и растений к условиям окружающей среды и её изменениям по сезонам.
Цель и задачи экологического воспитания в детском саду
В соответствии с ФГОС ДО основная цель экологического воспитания — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Для достижения этой цели решаем следующие задачи:
- Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
- Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.
- Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
- Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
- Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.
Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста:
- Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
- Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
- Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Нормативно-правовые документы, которые должны учитываться при работе с детьми по экологическому воспитанию:
- Закон “Об образовании в Российской Федерации”
- Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”
- ФГОС ДО
Формы и методы работы с воспитанниками
- Экологические экскурсии, целевые прогулки
- Экологические акции
- Лаборатория юного эколога
- Экологические выставки
- Экологические сказки, развлечения, игры и конкурсы
- Экологические игры
- Наблюдения
- Заполнение календаря природы
- Моделирование
- Экологические проекты с участием педагогов, воспитанников и их родителей.
Экологическая тропа в детском саду
Что такое Экологическая тропа и ее место в воспитании детей
Экологическая тропа – это специальный маршрут, ведущий от одной оборудованной площадки к следующей, где смоделированы условия обитания представителей животного и растительного мира или особенности природного явления, а также способы наблюдения за природой и процессами.
Цели и задачи путешествия по Экологической тропе – формирование экологической культуры воспитанников.
Основные задачи, реализация которых доступна в группе дошколят:
- Формирование знаний об окружающем мире.
- Развитие наблюдательности для установления связи между явлениями природы.
- Эстетическое воспитание в развитии умения видеть красоту окружающей природы.
- Воспитание желания трудиться.
- Активизация словарного запаса.
- Укрепление взаимосвязи интеллектуального и эмоционального познания.
- Выработка навыков экологически правильного поведения на природе.
- Укрепление здоровья воспитанников.
Огромный плюс путешествия по Экологической тропе заключается в сочетании отдыха и познания. Такой подход является очень продуктивным для получения знаний воспитанниками.
Как организована Экологическая тропа в ДОУ на участке
Для удобства ориентировки в начале маршрута располагается схема Экологической тропы в детском саду с отметкой всех объектов.
Тропа находится на территории ДОУ и включает в себя уже имеющиеся объекты, планомерно дополненные необходимыми деталями. Это станции, на которых останавливаются дошкольники для получения информации.
Правила поведения на экологической тропе
В целях сохранения природной среды каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:
- участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой.
- запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
- с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т. п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
- движение по тропе должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных и птиц;
- после себя не оставлять никакого мусора;
- запрещается ломать деревья, разорять гнезда птиц, муравейники;
- необходимо подкармливать и оберегать птиц.
Станции Экологической тропы
Любая из остановок на маршруте – это тематический микромир, находясь в котором дошкольники узнают новое из мира природы. Около каждой из станций находится табличка с названием.
Остановки на экологической тропе (12 остановок):
Остановка №2 «Лекарственные растения»
Остановка №3 «Чудо-дерево Катальпа»
Остановка №4 «Удивительный кустарник (сирень)»
Остановка №11 «Птичий городок»
Формы и методы занятий на ЭТ в детском саду
«Экологическая тропа» предполагает различные формы работы:
- специальные занятия;
- экологические беседы;
- сезонные экскурсии;
- художественное слово;
- наблюдения за погодой, птицами, насекомыми;
- труд в природе;
- сбор листьев и природного материала;
- тематический досуг и развлечения;
- продуктивные виды деятельности: рисование, поделки, составление гербария, фотографирование.