Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Экологическая страничка

Все хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб Земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши!
Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

На этой страничке мы познакомим Вас с работой нашего детского сада

по экологическому воспитанию детей.

Экологическое воспитание в ДОУ

Педагоги детского сада уделяют большое внимание воспитанию в детях бережного отношения к природе. Ведь начинать эту работу нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Экологическое воспитание – это сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, пришедшее на смену разделу программы «ознакомление детей с природой», в рамках которого предусматривалось знакомство детей с особенностями внешнего строения, образа жизни, отличительными признаками определенного количества растений и животных в соответствии с возрастом детей.

Экологическое воспитание помимо всего этого включает в себя формирование у детей представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях, которые существуют в природе: животных друг с другом, растений с животными, животных и растений с неживой природой, человека и природы. Раскрытие этих связей, способствует формированию у детей представлений о приспособлении животных и растений к условиям окружающей среды и её изменениям по сезонам.

Цель и задачи экологического воспитания в детском саду

В соответствии с ФГОС ДО основная цель экологического воспитания — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.

Для достижения этой цели решаем следующие задачи:

  • Уточнять, систематизировать и расширять знания детей о растениях, животных и явлениях природы.
  • Формировать осознанное понимание взаимосвязей в природе.
  • Развивать эмоционально-доброжелательное отношение к живым объектам и осознанного отношения к себе, как активному субъекту окружающего мира.
  • Развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
  • Пропагандировать необходимость экологического воспитания дошкольников среди родителей.

Направления экологического воспитания детей дошкольного возраста:

  1. Воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);
  2. Формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
  3. Развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);
  4. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Нормативно-правовые документы, которые должны учитываться при работе с детьми по экологическому воспитанию:

  • Закон “Об образовании в Российской Федерации”
  • Федеральный закон РФ “Об охране окружающей среды”
  • ФГОС ДО

Формы и методы работы с воспитанниками

  • Экологические экскурсии, целевые прогулки
  • Экологические акции
  • Лаборатория юного эколога
  • Экологические выставки
  • Экологические сказки, развлечения, игры и конкурсы
  • Экологические игры
  • Наблюдения
  • Заполнение календаря природы
  • Моделирование
  • Экологические проекты с участием педагогов, воспитанников и их родителей.

Экологическая тропа в детском саду

Что такое Экологическая тропа и ее место в воспитании детей

Экологическая тропа – это специальный маршрут, ведущий от одной оборудованной площадки к следующей, где смоделированы условия обитания представителей животного и растительного мира или особенности природного явления, а также способы наблюдения за природой и процессами.

Цели и задачи путешествия по Экологической тропе – формирование экологической культуры воспитанников.

Основные задачи, реализация которых доступна в группе дошколят:

  1. Формирование знаний об окружающем мире.
  2. Развитие наблюдательности для установления связи между явлениями природы.
  3. Эстетическое воспитание в развитии умения видеть красоту окружающей природы.
  4. Воспитание желания трудиться.
  5. Активизация словарного запаса.
  6. Укрепление взаимосвязи интеллектуального и эмоционального познания.
  7. Выработка навыков экологически правильного поведения на природе.
  8. Укрепление здоровья воспитанников.

Огромный плюс путешествия по Экологической тропе заключается в сочетании отдыха и познания. Такой подход является очень продуктивным для получения знаний воспитанниками.

Как организована Экологическая тропа в ДОУ на участке

Для удобства ориентировки в начале маршрута располагается схема Экологической тропы в детском саду с отметкой всех объектов. 

Тропа находится на территории ДОУ и включает в себя уже имеющиеся объекты, планомерно дополненные необходимыми деталями. Это станции, на которых останавливаются дошкольники для получения информации. 

Правила поведения на экологической тропе

 В целях сохранения природной среды  каждый участник на тропе обязан подчиняться определенным правилам:

  • участники экскурсии идут группой за руководителем, не обгоняя его и не растягиваясь длинной цепочкой.
  • запрещается срывать любые наземные и водные растения, а не только охраняемые;
  • с тропы нельзя выносить никакие сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т. п., с тропы можно “выносить” только знания, впечатления и фотоснимки;
  • движение по тропе должно проходить по возможности без лишнего шума, чтобы не вызывать беспокойства у животных и птиц;
  • после себя не оставлять никакого мусора;
  • запрещается ломать деревья, разорять гнезда птиц, муравейники;
  • необходимо подкармливать и оберегать птиц.

Станции Экологической тропы

Любая из остановок на маршруте – это тематический микромир, находясь в котором дошкольники узнают новое из мира природы. Около каждой из станций находится табличка с названием.

Остановки на экологической тропе (12 остановок):

Остановка №1 «Ельник»

Остановка №2 «Лекарственные растения»

Остановка №3 «Чудо-дерево Катальпа»

Остановка №4 «Удивительный кустарник (сирень)»

Остановка №5 «Малина»

Остановка №6 «Дуб»

Остановка №7 «Липа»

Остановка №8 «Сосна»

Остановка №9 «Водоем»

Остановка №10 «Рябина»

Остановка №11 «Птичий городок»

Остановка №12 «Береза»

Формы и методы занятий на ЭТ в детском саду

«Экологическая тропа» предполагает различные формы работы:

  • специальные занятия;
  • экологические беседы;
  • сезонные экскурсии;
  • художественное слово;
  • наблюдения за погодой, птицами, насекомыми;
  • труд в природе;
  • сбор листьев и природного материала;
  • тематический досуг и развлечения;
  • продуктивные виды деятельности: рисование, поделки, составление гербария, фотографирование.